Скопление вражеских танков в лесу
На командном пункте 30-го стрелкового полка находился начальник артиллерии 64-й стрелковой дивизии полковник Кригер-Лебедь и слышал разговор командира полка с командиром батальона капитаном Новиковым.
— Капитан Новиков просит накрыть артиллерийским огнем скопление вражеских танков в лесу в квадрате 98—18,— обращаясь к начальнику артиллерии дивизии, сообщил Ефремов.
— В артиллерийских полках очень мало снарядов,— ответил Кригер-Лебедь.— Поэтому на массированный удар по квадрату рассчитывать не приходится.
— Знаю, что снарядов мало, и все же настаиваю на таком ударе,— проговорил полковник Ефремов.— Если мы не сорвем танковую атаку фашистов, батальону капитана Новикова будет очень трудно сдержать натиск врага. Ведь танки проще уничтожать на стоянке, чем во время атаки. Тогда вы потеряете больше снарядов, а эффект может быть меньшим.
— Хорошо, мы накроем указанный квадрат,— согласился Кригер-Лебедь и позвонил командиру 49-го Краснознаменного корпусного артиллерийского полка полковнику А. В. Мельникову.
— Александр Васильевич, прикажи своим орлам на рассвете накрыть лес в квадрате 98—18. Время открытия огня я сообщу. Будьте готовы.
На рассвете капитан Новиков позвонил полковнику Ефремову:
— Товарищ полковник, в указанном квадрате замечено движение танков. Хорошо слышен шум моторов.
Ефремов передал это сообщение начальнику артиллерии, а тот — в полк.
— Пора, Александр Васильевич. Начинай, дорогой,— сказал он Мельникову по телефону.
В результате артиллерийского налета гаубичного 152-милли- метрового дивизиона было уничтожено около двух десятков гитлеровских танков. Таким образом, танковая атака была сорвана. Лишь часа через два-три фашистское командование сумело собрать разбежавшихся танкистов, навести порядок и бросить танки на позиции батальона. При поддержке противотанковой батареи и дивизиона капитана С. В. Иванова из 49-го корпусного артиллерийского полка батальон сдержал натиск врага.
Атаки гитлеровцев следовали одна за другой. Как правило, им предшествовали артиллерийско-минометные налеты. Фашисты не жалели ни мин, ни снарядов, ни солдат. Им нужно было во что бы то ни стало прорваться к Минску, перерезать шоссе Минск — Москва и дальше двигаться на восток. Силы защитников таяли на глазах.
В перерывах между атаками бойцы капитана Новикова готовились к отражению новых атак.