Жестокая борьба с оккупантами
Во имя борьбы с оккупантами она готова была пойти на самое опасное задание. Однако, когда через некоторое время гитлеровцы предложили ей работу бухгалтера и секретаря в полиции, Иванова растерялась, обещала подумать. А сама сразу же обратилась за советом к товарищам по подполью. В. Д. Швагринов и В. А. Смирнов обсудили этот вопрос и предложили ей дать свое согласие. Она вначале слезно просила друзей не посылать ее на эту постыдную работу. Особенно страшило ее то, что люди потом будут «тыкать пальцами» в нее, как в изменницу Родины, фашистскую пособницу. Но интересы дела требовали этого шага. Ведь нельзя было потерять возможность иметь своего человека в таком учреждении. И Иванова, скрепя сердце, согласилась. Анна Александровна много полезного сделала для подпольной организации.
Но «продвижение» ее по должности на этом не остановилось. В связи с возрастанием партизанского движения и активизацией действий подпольщиков, широким проникновением в город связных карательные органы оккупантов предприняли свои контрмеры. С целью выявления подпольщиков, партизан и их связных в СД создали специальную группу. Во главе ее поставили немцев фрау Елену Босс и Ганса Кульмана. Как канцелярского работника в эту группу включили также Иванову. Так она оказалась в самом змеином гнезде.
Немало ценных сведений о фашистской тайной агентуре, намечаемых облавах в городе и готовящихся карательных экспедициях на партизан, списков лиц, которых оккупанты намеревались арестовать, передала нам Анна Александровна. Все полученные от нее сведения мы использовали по назначению. Многие советские граждане обязаны ей своей жизнью, спасены от угона на каторгу в Германию.
Штатно-именные списки управления полиции безопасности и СД, а также их тайной агентуры Иванова передавала Швагринову, а он мне. Один из таких списков мы направили уполномоченному ЦК КП(б)Б по Могилевской области И. М. Кардовичу.
Наряду с разведкой группа В. Д. Швагринова собирала оружие, боеприпасы, медикаменты, перевязочные материалы. Добывали их разными способами.
Василий Смирнов как бывший участник оборонительных боев за Могилев старательно обследовал засыпанные окопы в районе шелковой фабрики. Он нашел там 9 винтовок, 3 пистолета, свыше 5 тысяч патронов, два ящика гранат, два ящика тола. Виктор Тарвид достал со дна Днепра ручной пулемет и 5 винтовок. Юлий Лившиц приобрел два ручных пулемета: один похитил из вражеской машины, второй откопал в окопе. Георгий Востриков вынес из пашковского гарнизона 2 парабеллума, 2 ТТ, 2 автомата, 3 немецких и 5 отечественных винтовок, много патронов, тола, гранат. Виктору Швагринову удалось добыть из так называемой «казачьей части» 2 автомата, револьвер системы наган и пистолет ТТ.