Рабо­та по увековечению памятных мест


Сразу после изгнания немецко-фашистских захватчиков в Белоруссии развернулась рабо­та по увековечению памятных мест. Первона­чально возводились кирпичные или деревян­ные обелиски, ступенчатые пирамиды — над­гробия, устанавливались мемориальные доски. Активное участие в этом деле принимало ме­стное население. Естественно, что большинст­во памятников носило традиционные черты как образно-художественной пластики, так и композиционной трактовки.

Постепенно героико-патриотическая тема прочно закрепляется в архитектуре. Она ста­новится уделом архитекторов, скульпторов, художников. Уже в декабре 1945 г. объявляет­ся конкурс на лучший проект надмогильных памятников. В разработке его приняли уча­стие архитекторы, работавшие по восстанов­лению белорусских городов: Л. И. Баталов, И. И. Володько, В. Г. Добренцов, В. А. Ко­роль, В. И. Кочедамов, Н. М. Курочкин, К. К. Лагутин, Н. П. Михалап, С. Б. Сперан­ский.

В 1946 г. Совет Министров БССР принял постановление «О перспективном проектиро­вании объектов жилых и общественных зда­ний в Минске», согласно которому управле­ние по делам архитектуры провело конкурс. Появилось 5 вариантов архитектурного реше­ния ансамбля Центральной площади Минска. Первоначально предполагалось наряду с многими крупными административно-обще­ственными зданиями воздвигнуть монумент «Победы». В последующих разработках гене­рального плана монумент «Победы» было ре­шено установить на Круглой площади. В 1951 г. в конкурсе на составление окончательного ва­рианта проекта монумента приняло участие шесть творческих коллективов.

Первый возглавил академик архитектуры И. В. Жолтовский (Москва); второй был представлен архитекторами Г. В. Заборским и В. А. Королем (Минск); третий — архитек­торами Г. Д. Константиновским, В. А. Свирским, М. Н. Бубновым, скульпторами В. В. Бе­ленковым и Ю. П. Поммером (Москва); чет­вертый — архитекторами И. Н. Руденко, Г. М. Бенедиктовым, А. У. Хегаем, скульпто­ром А. О. Бембелем (Минск); пятый — архи­тектором М. К. Бенуа (Ленинград); шестой — архитекторами Г. А. Захаровым, 3. С. Чер­нышевым (Москва). Белорусские зодчие до­стойно выдержали творческий экзамен.