Ожесточенное сопротивление русских войск


Н. Н. Раевский, узнав от пленных, что пе­ред ним не передовые, а основные части фран­цузской армии маршала Л. Даву, принял ре­шение прекратить атаки и ночью отошел к д. Дашковке. В свою очередь французы, встре­тив ожесточенное сопротивление русских войск и понеся значительные потери, ожида­ли наступления всей русской армии. Опытно­му военному стратегу Л. Даву казалось, что русские вынуждены дать решающее сражение, так как плотно прижаты к большой водной преграде. Таким образом, бездействие фран­цузов на протяжении всего дня 12 июля дало возможность отступить армии П. И. Багратио­на. «Насилу выпутался из аду. Дураки меня выпустили»,— писал П. И. Багратион началь­нику штаба 1-й армии А. П. Ермолову. На­полеон был в бешенстве, узнав, что армия Багратиона беспрепятственно ушла из-под удара.

Если пройти вдоль проселочной дороги от Салтановки к Дашковке и далее в сторону Быхова, полнее начинаешь понимать ту сложную обстановку, при которой необходимо было сдержать натиск во много раз превосходящего противника и скрытно в кратчайшие сроки пе­реправить целую армию через Днепр. Рельеф местности здесь сложный. Слева — заливные луга. Среди них несет свои воды Днепр; спра­ва — зеленой стеной стоит сосновый бор…

Проект часовни, составленный архитекто­ром К. Михайловым, был утвержден 25 марта 1914 г. Подчеркнутая монументальность не­большого по объему сооружения достигнута благодаря чистоте и четкости плана, цельности композиционного строя, умелому использова­нию ландшафта. Средства художественной вы­разительности зодчий выбрал, обратясь к ар­хитектурному наследию русского классицизма. Именно это художественное направление было наиболее созвучно и близко архитектуре пе­риода Отечественной войны 1812 г. Следует отметить, что подобным путем шли многие передовые русские зодчие начала XX в., при­нимавшие участие в разработке проектов ме­мориальных сооружений, посвященных столет­ней годовщине победы над Наполеоном.

Строго симметричная, квадратная в плане композиция часовни отличается геометриче­ской частотой форм, изяществом, спокойстви­ем линий. Внутреннее пространство освещает­ся посредством окон в виде крестообразных щелей. Пирамидальная высокая крыша, по­крытая чешуйчатыми металлическими пласти­нами, завершается небольшой главкой. «Скульптурность» и динамичность архитекту­ры достигнуты благодаря цельности и ограни­ченности форм, их гармонической связи с окружающей природой. Мемориальные доски, укрепленные с четырех сторон, рассказывают об участниках битвы.