Оборона на восточной окраине Ротковщины
Они помогли огневикам, которые вынуждены были применять стрелковое оружие и даже гранаты. Во время отражения вражеской атаки, когда гитлеровские солдаты почти достигли огневой позиции орудия Мамыкина, по ним из автоматов ударили командир радиоотделения сержант Касим Мухамедович Ташимов и заряжающий младший сержант Ананий Семенович Мытарев. С другой стороны орудия вели меткий огонь орудийные номера Михаил Юлдашев и Гавриил Семенович Брежнев. В ход пошли гранаты. Когда от вражеского огня погибли Ташимов и Мытарев, их места в ячейках заняли командир отделения тяги старший сержант Б. В. Ефимов и шофер И. А. Козлов и гранатами отогнали фашистских солдат от орудия.
Без устали работали также расчеты батарей, занявших оборону на восточной окраине Ротковщины, отражали атаки гитлеровцев, которые лезли со всех сторон, пытаясь найти слабое место в позициях артиллеристов. Когда немцы приблизились к орудию Нилова на 250— 300 метров, расчет открыл прицельный огонь осколочными снарядами на поражение. Место заряжающего Афонина, который получил второе — смертельное — ранение, занял Иван Федорович Маренков. Вместе с Михаилом Григорьевичем Башмаковым они обеспечивали орудие снарядами. Иванов вел придельный огонь. Несмотря ни на что, фашисты лезли на огневую позицию артиллеристов. Вдруг орудие замолчало. Нилов повернул голову и увидел, что Анатолий Иванов и Михаил Башмаков мертвы.
— Снаряд,— крикнул он Маренкову,— быстро. Сам зарядил орудие, навел его на группу гитлеровцев, ближе других пробравшихся к орудию, и выстрелил. Осколками снаряда фашисты были уничтожены. В это время град пуль ударил по орудию. Несколько попало в Маренкова. Сраженный пулями упал младший сержант Николай Владимирович Савин.
— Рядовые Румянцев и Ситников, к орудию!— приказал Нилов.
Из ячеек выскочили орудийные номера Дмитрий Румянцев и Михаил Ситников и заменили выбывших из строя. Катя Троицкая перевязала раны Маренкову и он снова встал у панорамы. Орудие продолжало бой.