Батальон майора Двораковского
— Наш батальон во взаимодействии с первым батальоном майора Двораковского и приданными танками атакует высоту, уничтожит на ней противника и выйдет на западный склон. После захвата первой траншеи двумя ротами развернем наступление по северному склону, а третьей атакуем в лоб. Слева будет вести наступление батальон из 120-й. Я с его командиром уже встречался, мы обсудили все детали боя, договорились о взаимной поддержке.
— Какие силы приданы батальону?
— Полковая батарея 76-миллиметровых пушек. Она вместе с батальонной артиллерией будет находиться в боевых порядках. Атаку нашего батальона поддерживают танки.
— Знает ли задачу батальона личный состав?
— Так точно, товарищ генерал. Каждый воин батальона знает свою задачу. Все рвутся в бой.
— Это хорошо. Помните, комбат, высота, которую вам придется брать,— господствующая над всей обороной в полосе прорыва. От выполнения задачи батальоном будет зависеть успех армии.
А. В. Горбатов в сопровождении майора обошел участок батальона, побеседовал с командирами рот, взводов, с солдатами, убедился, что задание воины знают.
Посетил полк и командир дивизии П. А. Теремов. У одного из блиндажей сидела группа молодых воинов, среди них комсорг 2-го батальона гвардии старший сержант И. К. Ващук. Они оживленно беседовали. Кое- кто писал письма. Увидев полковника, бойцы встали, и комсорг доложил:
— Товарищ комдив, комсомольцы 2-го батальона 539-го стрелкового полка готовятся к бою. Докладывает комсорг второго батальона гвардии старший сержант Иван Ващук.
Теремов побеседовал с воинами, поинтересовался их настроением, обеспечением, знают ли они свою задачу в наступлении. Что пишут из дому? Увидев у воинов листки бумаги, спросил:
— Девушкам написали?
— Написали,— ответили одни.
— Пишем,— добавили другие.
Один боец промолчал. Командир дивизии спросил его:
— А вы?
— Мне некуда писать. Родителей фашисты уничтожили. Девушку на каторгу угнали.
Наступило молчание. Комсорг подошел к молодому воину, положил ему руку на плечо и взволнованно проговорил:
— Иван! Мы на этой высоте… мы все, комсомольцы… на этой вот высоте за твою Надю и всех угнанных девушек наших отомстим… Фашисты кровью своей захлебнуться. Клянусь!
Комсомольцы в едином порыве подхватили его клятву:
— Клянемся!
24 июня ранним утром мощные залпы гвардейских минометов вспороли утреннюю тишину. Это был сигнал к началу наступления 1-го Белорусского фронта (1-й Прибалтийский, 2-й и 3-й Белорусские начали наступление на сутки раньше). Над вражескими позициями появились эскадрильи краснозвездных бомбардировщиков и штурмовиков. Они шли волна за волной и сбрасывали свой смертоносный груз на врага.