Строительство гатей
Строительство гатей проводилось днем и ночью. Сюда были направлены все силы, включая и тыловые подразделения. Бойцы, увязая в болотной жиже, медленно продвигались вперед. Бревно за бревном ложились на грунт. Тысячи бойцов и командиров стали участниками этого огромного строительства. Чтобы противник не обнаружил укладку гатей, многие работы проводились только в период артиллерийского обстрела, когда не были слышны ни стук топора, ни шум падающих спиленных деревьев.
Люди трудились до изнеможения, оставляя время лишь на короткий летний сон, прием пищи. И так много дней подряд. Тяжелый, изнурительный труд войны…
В начале июня, на рассвете, в расположении 65-й армии неожиданно появились представитель Ставки Маршал Советского Союза Г. К. Жуков, командующий фронтом генерал армии К. К. Рокоссовский и член Военного совета фронта генерал-лейтенант К. Ф. Телегин. Выслушав доклад командующего 65-й армией генерала П. И. Батова, Г, К. Жуков тут же спросил:
— Когда последний раз были в войсках?
— Ночью,— ответил П. И. Батов.
— Где?
— На участке 69-й стрелковой дивизии.
— Покажите на карте.
П. И. Батов карандашом поставил точку на карте.
— Вот тут.
— В районе болот?—спросил К. К. Рокоссовский.
— Так точно. В корпусе Иванова.
— Туда можно проехать? — спросил Г. К. Жуков.
— Можно, но местность открытая, простреливается противником.
— Едем! — решительно сказал Г. К. Жуков и направился к стоявшим возле КП машинам.
«Почему такая срочность? — сам себя спрашивал П. И. Батов.— То, что рано утром,— хорошо, немцы еще спят или пьют кофе, а вот почему именно на этот участок фронта приехал представитель Ставки,— неясно». Батов испытывал волнение, вызванное внезапным появлением Г. К. Жукова. Маршал просто так не ездит. Тут что-то завязывается.
Пока добирались до передовых позиций, Батов сидел молча и пытался разгадать цель приезда Г. К. Жукова. Ехали спокойно, без приключений, если не считать редких длинных очередей крупнокалиберных пулеметов, изредка доносившихся с запада.
Из машины все направились к ходам сообщений, прошли к середине траншеи и принялись рассматривать в бинокли передний край позиций противника. Жуков морщил лоб, подолгу всматривался в одном направлении, изредка водил биноклем с фланга на фланг.